Информационные технологии в развитии и обучении

Современные ИТ все более активно вторгаются в процесс обучения как детей и подростков, так и взрослых. Работа с компьютером охватывает все новые сферы деятельности: игра, обучение, общение и т.п. Процесс этот до сих пор практически не регулируется: растущее разнообразие возможностей, предоставляемых ИТ, как правило, не сопровождается тщательно разработанным и продуманным психолого-педагогическим сопровождением. Если же подобная работа и проводится, то она не адаптировна к специфическим аспектам обучения и воспитания одаренных учащихся.
В результате не только снижается эффективность применения ИТ в обучении и развитии школьников, но и может возникать ряд негативных психологических последствий информатизации. В настоящем разделе рассмотрим некоторые характерные различия между одаренными учащимися и их сверстниками в выполнении учебной деятельности, а также приведем определенные аргументы, связанные со спецификой применения ими ИТ. В настоящем разделе рассмотрим некоторые характерные различия между одаренными учащимися и их сверстниками в выполнении учебной деятельности, а также приведем определенные аргументы, связанные со спецификой применения ими ИТ.
1) Мотивация учебной деятельности. Одной из характеристик одаренных детей является высокий уровень познавательной мотивации. Уже в раннем возрасте такие дети демонстрируют огромную любознательность, интенсивный интерес к окружающему миру, проявляя при этом страстную увлеченность любимым делом, удивительную способность к концентрации внимания на проблеме и даже “одержимость”. В течение длительного времени ведущая роль в идентификации одаренности отводилась высокому уровню интеллектуального развития, который оценивался посредством тестов. Современные подходы к изучению одаренности характеризуются тем, что все большее внимание уделяется потребностно-мотивационным факторам. Например, разработанная Дж.Рензулли «трехкольцевая модель одаренности» наряду с показателями интеллектуального развития (он должен превышать средний уровень) и креативности включает показатель «увлеченность задачей», т.е. высокую мотивацию. Широко распространен миф о “глобальной одаренности”, согласно которому одаренные дети «одарены во всем». Им нравится учиться вообще, и они хорошо успевают по всем школьным предметам. В связи с отмеченным выше изменением взглядов на природу одаренности стало очевидным противоречие данного мифа реальному состоянию дел. Во-первых, приходится признать, что “глобальная одаренность” — явление чрезвычайно редкое. Во-вторых, одаренные дети далеко не всегда становятся «круглыми отличниками» - напротив, среди них немало неуспевающих. В-третьих, нельзя не отметить специфическую направленность познавательной мотивации у одаренных детей и подростков: высокий уровень мотивации наблюдается обыкновенно лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими интересами. При этом одаренный учащийся может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать “бесполезные”, с его/ее точки зрения, школьные предметы, вступая из-за этого в конфликт с педагогами, родителями и школьной администрацией. Подобная избирательность познавательных интересов - одна из причин академической неуспеваемости многих одаренных учащихся, в том числе высокоодаренных. Из истории науки, искусства, общественной жизни известно, сколь многие из тех, кто проявил выдающиеся способности и был впоследствии признан гением, пользовались в средней школе репутацией посредственных, бесталанных или даже отстающих учеников. Еще одна особенность мотивационной сферы одаренных детей связана с познавательными вопросами, которыми они буквально “засыпают” окружающих взрослых, особенно преподавателей. Количество, сложность и глубина познавательных вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогичные показатели, характеризующие их сверстников. Использование ИТ облегчает самостоятельный поиск детьми и подростками ответов на возникающие вопросы. Имеются, например, многочисленные свидетельства того, что уже младшие школьники и даже дошкольники используют Интернет для поиска интересующей их информации и удовлетворения познавательных потребностей. Кроме того, они активно изучают способы квалифицированного применения Интернета. По свидетельству самих детей, для них сложнее всего оказалось “научиться правильно задавать вопросы”. Методическая помощь одаренным детям и подросткам, готовым применять информационные технологии, и в частности Интернет, может состоять в составлении каталогов привлекательных информационных ресурсов, разработке печатных и электронных рекомендаций о способах формулирования запросов и поиска информации, подготовке для детей разного возраста наборов “развивающих” информационных блоков, дополнении списков «часто задаваемых вопросов» (Frequently Asked Questions, или FAQ) списками «нечасто задаваемых вопросов», подобранных таким образом, чтобы стимулировать познавательные интересы учащихся и вместе с тем подсказывать им направления самостоятельного поиска отсутствующих информационных элементов в информационных массивах (Интернете, банках данных и др.) и т.п.
2) Легкость и скорость обучения по сравнению со сверстниками. Другое широко распространенное заблуждение состоит в том, что одаренных детей и подростков “легко учить”. Действительно, зачастую они быстро и без видимых усилий усваивают учебный материал и при этом обучаются, как правило, быстрее сверстников. Вместе с тем следует заметить, что эта кажущаяся легкость обучения, как правило, оборачивается существенным повышением сложности педагогических задач, стоящих перед учителем. Во-первых, как уже отмечалось, при изучении школьных предметов у одаренного учащегося возникают столь сложные вопросы, что даже квалифицированные преподаватели, бывает, затрудняются в ответах. Во-вторых, свойственная одаренным детям и подросткам самостоятельность сплошь да рядом побуждает их выходить далеко за рамки традиционного учебного курса и демонстрировать приобретенные познания, а это существенно осложняет работу учителя с классом. В-третьих, присущее одаренным учащимся стремление к совершенствованию, а также разнообразие возникающих у них проблем, гипотез и попыток найти решение нередко приводит таких учащихся к самостоятельному формулированию столь изощренных и сложных познавательных целей, что даже для выдающегося таланта совершенно недоступна реализация их уже в школьном возрасте. Таким образом, практика педагогической работы ставит задачу индивидуализации обучения одаренных детей. Однако в условиях массовой школы учитель зачастую не имеет возможности предложить учащимся индивидуальный план занятий. Вынужденному же выполнять стандартные - легкие для себя - задания и “плестись” вместе со всем классом, одаренному ребенку становится скучно на уроке. Кроме того, от него/нее обыкновенно требуют соблюдать дисциплину, не разрешают отвлекаться от учебных заданий и заниматься чем-то иным и т.п. В результате одаренный школьник нередко теряет интерес к учебе. Способы борьбы со скукой весьма разнообразны. Они зависят как от индивидуальных особенностей ребенка, так и от конкретных условий обучения. Одни дети ищут спасение в мечтах и фантазиях. Другие начинают сознательно нарушать дисциплину, а некоторые реализуют что-то вроде “стратегии трех повторений”: дабы избежать утомительных повторных объяснений учителя (обычно трехразовых), ребенок вырабатывает привычку периодических «отключений» внимания. Оно включается вновь лишь в момент, когда учитель начинает объяснять новый материал. Подобная техника “отключений” вырабатывается не сразу и может давать многочисленные сбои. В результате упускаются важные моменты изложения учебного материала, появляются пробелы в знаниях. Традиционная система образования либо игнорирует запросы одаренных учащихся, либо прибегает к углубленному или ускоренному обучению: таких детей переводят в школы или классы “для одаренных”, а то и просто в более старшие классы. Подобные методы не всегда эффективны, а кроме того, они порождают ряд специфических психологических проблем у детей, “перепрыгивающих” через классы или очутившихся в “заповедниках для талантов”. Применение ИТ может рассматриваться как еще одна альтернатива, способная повысить степень безусловно полезной для одаренных учащихся индивидуализации обучения (его темпа, уровня сложности и/или формы представления учебного материала). Существенно, что при этом повышаются самостоятельность, инициативность и - в определенной мере - ответственность ребенка или подростка. При этом могут найти применение разработанные педагогами электронные учебники, либо для самостоятельного обучения может быть применена менее систематизированная россыпь информационных массивов, хранящихся в Интернете. Далеко не всегда одаренный ребенок способен самостоятельно привести знания в систему. Если это все-таки удается, такого рода систематизация может оказаться весьма далекой от принятых в конкретной дисциплине концепций. Подмечено к тому же, что обращение к Интернету нередко ведет к изменению характера взаимоотношений одаренного ребенка или подростка с другими людьми. С помощью Интернета одаренные дети ищут, а часто и находят коммуникативных партнеров со сходными познавательными интересами. Учащиеся, как правило, дорожат этой приобретенной референтной группой и стремятся к продолжению и развитию общения с ее участниками. Стоит заметить, что подобные стихийно складывающиеся приятельские группы часто состоят из детей разного возраста, и это тот случай, когда опыт старших детей впитывается и разделяется младшими детьми без эмоциональных конфликтов, которые часто возникают при “перепрыгивании” одаренного ребенка через классы.
3) Повышенная самостоятельность одаренных детей и подростков, существенно меньший объем помощи со стороны взрослых, в которой они нуждаются в ходе обучения. Одаренные учащиеся проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. По мнению ряда специалистов, мера “автономного самообучения” может выступать своеобразным индикатором наличия выдающихся способностей. При этом отмечается, что для “автономного самообучения” необходимы метанавыки, которые могут включать “метапознавательную схему”, способность управления собственным мыслительным процессом, любознательность, настойчивость, уверенность в своих силах, а также использование стратегий планирования, мониторинга и оценивания знаний. Излишнее вмешательство учителей может оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового. В стремлении одаренных детей и подростков к самостоятельности в процессе обучения нетрудно заметить и другие особенности, которые едва ли могут быть оценены однозначно положительно. К примеру, традиционное школьное обучение построено на последовательном и систематичном усвоении знаний, причем содержание, последовательность, уровень сложности, форма излагаемого материала определяются учителем. Не для всех одаренных детей и подростков – они нередко характеризуются порывистостью, нетерпеливостью и уверенностью в своих силах - подходит подобная стратегия постепенного усвоения знаний, рассчитанная на среднего и/или слабого ученика. Современные ИТ предоставляют большие возможности в порождении и использовании “саморегуляционных стратегий” обучения, но пока не решают проблем самостоятельного получения всестороннего фундаментального образования. Вместе с тем Интернет уже на этом этапе своего развития позволяет реализовать два очень важных аспекта индивидуализированного обучающего процесса. С одной стороны, ребенок свободен выбирать предметы познания, формы и способы осуществления познавательной деятельности. С другой стороны, в любой момент ему может быть предоставлена необходимая помощь со стороны обучающей системы. Это не ставит его в зависимость от взрослого и, следовательно, не лишает чувства самостоятельности и уверенности в себе. Обучение по-прежнему инициируется самим ребенком. При желании он может не только ознакомиться с различными точками зрения по интересующему его вопросу, но и вступить в электронное взаимодействие с другими людьми — со специалистами, сверстниками из разных стран мира и др. Его позиция может быть весьма активной: он может спорить, отстаивать свое мнение, обосновывать свою позицию и т.п. Людей со сходными интересами часто бывает легче найти путем обращения к Интернету, чем в ближайшем окружении. Опыт показывает, что при оценке перспектив использования ИТ в образовании недопустимо фокусироваться лишь на позитивных моментах. По мнению некоторых учителей, Интернет может негативно влиять на работу учащихся (в том числе одаренных) по подготовке самостоятельных докладов и сообщений. Пользуясь информационными массивами, учащиеся нередко прибегают к плагиату, “присваивая” понравившийся “чужой” материал целиком либо “монтируя” доклад из набора уже готовых элементов без внесения в них существенных изменений. Возможно, это распространенное явление порождено относительной деперсонификацией содержащейся в Интернете информации, субъективно представляющейся отличной в этом плане от книг или статей в журналах. При самостоятельной работе учащихся с ИТ обратная связь со стороны педагогов и разработчиков новых технологий может состоять в выработке своеобразного “этикета”, определяющего правила использования информационных массивов, а также системы стимулов, побуждающих учащихся к творческой и самостоятельной работе с “готовыми” знаниями. Среди основных причин усиления роли творчества в современном мире все чаще называют технический прогресс и информатизацию общества. Во-первых, предполагается, что широкое использование ИТ избавит человека от рутинных компонентов деятельности, от необходимости «накапливать» и «хранить» информацию. «Быть ходячей энциклопедией никто никому не запрещает, но делать это совершенно не обязательно, поскольку любая интересующая нас информация может быть получена в детальной и полной форме за весьма короткий срок». Во-вторых, меняются сами требования общества к творческой активности человека. Высокие темпы развития в производстве и в социальной сфере, ужесточение конкуренции, сложнейшие проблемы, с которыми приходится сталкиваться современному человеку, формируют своеобразный запрос на «человека творческого». В своих творческих фантазиях они проявляют свободу мысли, независимость и самостоятельность. ИТ могут в этих ситуациях выполнять функции своеобразных творческих лабораторий. Благодаря Интернету расширяются коммуникационные и информационные ресурсы, необходимые для творческой деятельности. Одаренный ребенок может не только ознакомить со своими идеями заинтересованных людей, найти единомышленников, но и получить нужную ему для работы информацию, в том числе об олимпиадах и конкурсах, которые проводятся в мире, а также принять в них участие – непосредственное или опосредствованное ИТ. Тематическая область конкурсов и олимпиад весьма разнообразна. Это традиционные школьные дисциплины, программирование, разработка web-сайтов, литературные конкурсы, сочинение и исполнение музыки, выполнение заданий экологического характера, соревнования по знанию иностранных языков, истории, географии и страноведения, состязания любителей традиционных игр (например, шахматы) и бытующих в Интернете игр (“квесты” и др.). Отдельное место занимает изобразительное искусство, включая компьютерную графику, дизайн, анимацию. Использование ИТ трансформирует традиционные сферы творческой деятельности. Например, компьютерная графика или анимация существенно видоизменяют работу художника. Работая без красок и холста, можно не только создавать изображения, но и заставлять их двигаться. Эта новая сфера художественного творчества привлекает все большее количество детей и подростков. Кроме того, посредством Интернета будущие художники могут “посетить” знаменитые музеи, ознакомиться с хранящимися в них творениями искусства, узнать о судьбе художников и истории создания их произведений, выяснить мнения критиков и т.п. Конкурсы компьютерной графики привлекают даже тех детей, которые не владеют красками, карандашом и кистью. Один из победителей такого конкурса, 12-летний Сережа А., отметил: “На мои рисунки карандашом никто не стал бы смотреть. В своем воображении я могу рисовать прекрасные картины, но руки не слушаются меня. Компьютер дал мне возможность показать другим людям то, что раньше пряталось у меня в душе”. Тоже самое могли бы сказать и дети, увлеченные музыкой. Вместе с тем поглощенность компьютерной музыкой, графикой и анимацией может впоследствии обернуться для художественно одаренных детей жизненной неудачей. Ограничивая свои интересы электронными формами искусства, они могут не уделять должное внимание освоению традиционной техники (композиции и т.п.). В итоге они окажутся зависимыми от темпов технического прогресса, и если представить, что темпы эти когда-либо замедлятся, то бывшие вундеркинды не сумеют реализовать свои творческие замыслы в силу “технических причин”. Реализовать их традиционным путем — ведь искусство шире, нежели электронное искусство — они также не сумеют из-за пробелов в освоении традиционной техники. Каждому известно, что «совершенству нет предела», а «лучшее – враг хорошего», однако осуществить эти истины на практике нелегко. ИТ не только не облегчают, но и существенно усложняют реализацию соответствующих действий: они почти безгранично расширяют доступные каждому информационные, вычислительные и даже художественные ресурсы. Так, одаренные учащийся получает возможность ставить перед собой цели, реализация которых была бы просто невозможна без применения ИТ. Например, привлекать для своей работы огромное количество источников информации, дистанционно консультироваться со специалистами, привлекать при необходимости дополнительные вычислительные ресурсы, эффектно оформлять продукты своей работы с использованием графических редакторов и т.п. Надо заметить, что возможность переписки посредством Интернета в значительной мере возродила интерес к освоению, практическому применению и совершенствованию письменной речи и взрослыми, и детьми – еще десять-пятнадцать лет назад письменная речь почти было утратила некоторые «экологические ниши» (как-то личную переписку, которая оказалась заменена устной речью - например, посредством телефона, или ведение личных дневников - во многом «устаревший» из-за напряженного ритма жизни жанр личностной саморефлексии). Более того, возникли и развились «гибридные» речевые жанры, связанные, к примеру, с применением разнообразных приемов введения в письменные тексты способов выражения эмоциональных отношений.